1) по степени самостоятельности: первичные и вторичные (изложения, конспекты), первично-вторичные (обзор литературы, рефераты проблемного характера) [В.Н. Мещеряков 1998: 239-240];
2) в зависимости от особенностей перспективного развертывания: моноперспективные и полиперспективные;
3) по способам передачи фабулы: непрерывно-фабульные и прерывно-фабульные [В.Н. Мещеряков. Там же];
с учетом дифференциации разных функционально-смысловых типов речи:
а) описание, отражающее мир одномоментно, в статике; словесное изображение действительности путем перечисления признаков: научное, художественное, деловое описание; статическое и динамическое описания; описание портрета, пейзажа и т.д.;
б) повествование, отражающее мир в динамике, во времени: объективированное, субъективное повествование; сообщение;
в) рассуждение, отражающее мир в причинно-следственных связях, словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли: дедуктивное рассуждение, индуктивное; рассуждения - прямые ответы на вопросы, рассуждения на темы, требующие раскрытия понятий; рассуждения - объяснения; рассуждения - доказательства. Повествование, описание, рассуждение имеют особые языковые средства выражения: лексические, морфологические, синтаксические. Наиболее полная типология текстов дается у Г.Я. Солганика [1997: 88-89]:
1) тексты по характеру построения (от 1-го, 2-го и 3-го лица);
2) по характеру передачи чужой речи: прямая, косвенная, несобственно-прямая;
3) по количеству участников: монолог, диалог, полилог;
4) по функционально-смысловому назначению: описание, повествование, рассуждение;
5) по типу связи с предложениями: тексты с цепными связями, параллельными, присоединительными;
6) по функциям (функциональные стили).